В период с 11.01.2021 года по 20.02.2021 года «Контрольно-счетной палатой» проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществленных Управлением капитального строительства администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области за 2020 год».

По результатам проведенного мероприятия установлено следующее:

1. Управлением в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 были осуществлены закупки конкурентными способами по определению поставщиков, по результатам которых было  заключено 12 контрактов, в том числе:

– по результатам 5-ти электронных аукционов в открытой форме –  5 муниципальных  контрактов.

Кроме того, заключено 7 контрактов с единственным поставщиком в соответствии со ст.93 Закона №44-ФЗ, а именно:

– п.8 ч.1 ст.93 – 4 муниципальных контракта;

– п. 11 ч.1 ст.93 – 2 муниципальных контракта;

– п.19 ч.1 ст.93 – 1 муниципальный контракт.

Так же, на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, Управлением заключено 75 договоров  с единственным поставщиком на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей каждый.

2. Управлением в 2020 году были заключены муниципальные контракты и договора всего на общую сумму 182 213 026,44 рублей, в том числе: 30 991 467,10 рублей – за счет средств городского бюджета, 41 771 379,34 рублей – за счет средств областного бюджета, 109 450 180,00 рублей – за счет средств федерального бюджета, в том числе:

12 муниципальных контрактов, первоначально на общую сумму 168 889 962,40 рублей, в том числе: 24 963 916,26 рублей – за счет средств городского бюджета, 35 375 311,54 рублей – за счет средств областного бюджета, 108 550 734,60 рублей – за счет средств федерального бюджета и 75 договоров (до 600 тысяч рублей каждый) первоначально на общую сумму – 13 323 064,04 рублей, в том числе: 6 027 550,84 рублей – за счет средств городского бюджета, 6 396 067,80 рублей – за счет средств областного бюджета, 899 445,40 рублей – за счет средств федерального бюджета.

Далее, в ходе исполнения, на основании дополнительных соглашений и соглашений о расторжении, по состоянию на 31.12.2020 года, общая сумма заключенных контрактов и договоров уменьшилась на 202 990,00 рублей за счет средств городского бюджета и составила всего в сумме 182 010 036,44 рублей, в том числе: 30 788 477,10 рублей – за счет средств городского бюджета, 41 771 379,34 рублей – за счет средств областного бюджета, 109 450 180,00 рублей – за счет средств федерального бюджета, а именно:

сумма заключенных муниципальных контрактов не изменилась и осталась прежней – 168 889 962,40 рублей, сумма заключенных договоров уменьшилась на 202 990,00 рублей за счет средств городского бюджета (расторгнут договор на разработку ПСД для строительства сетей наружного освещения пос. Уральский пос. Краснооктябрьский) и составила всего 13 120 074,04 рублей, в том числе: 5 824 560,84 рублей – за счет средств городского бюджета, 6 396 067,80 рублей – за счет средств областного бюджета, 899 445,40 рублей – за счет средств федерального бюджета.

Согласно данным бюджетной сметы, уведомлений по расчетам между бюджетами, по состоянию на 31.12.2020 года доведенные до УКС лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок в 2020 год составляли всего в сумме 194 697 500,34 рублей, в том числе: 35 707 450,34 рублей – за счет средств городского бюджета, 49 539 870 рублей – за счет средств областного бюджета, 109 450 180,00 рублей – за счет средств федерального бюджета. Сумма заключенных в 2020 году муниципальных контрактов и договоров (с учетом доп.соглашений) составила всего 182 010 036,44 рублей, что не превышает утвержденный объем финансового обеспечения.

3. Управление, как Заказчик, во исполнение норм, установленных ч.1 ст.30 Закона №44-ФЗ, осуществило закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.

По результатам проведенных электронных аукционов с участниками, подавшими заявки на участие на условиях привлечения СМП, заключено 5 муниципальных контрактов и, кроме того, по 1-му контракту Подрядчиком привлечены к исполнению Субподрядчики из числа СМП и СОНКО в объеме 33% от цены контракта (или 45 832 557,38 рублей), на общую сумму выполненных работ 71 710 907,23 рублей или 38,6% совокупного годового объема закупок.

4. Проверкой соблюдения условий заключенных контрактов установлено, что в нарушение п.5.41 и п.6.6 муниципального контракта от 02.05.2020 №8, Подрядчиком ФКУ ИК-26 в рамках выполнения работ по вышеуказанному контракту привлечены субподрядчики из числа СМП и СОНКО в объеме 33% от цены контракта, тогда как контрактом предусмотрено привлечение Подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО в объеме 25 процентов от цены контракта. Контроль со стороны Управления, как Заказчика, осуществлен не был.

5. Проверкой соблюдения требований Закона №44-ФЗ и условий, предусмотренных муниципальными контрактами, установлено, что в нарушение п.7.1. ст.94 Закона №44-ФЗ, п.6.1.2. контракта от 27.08.2020 №2/4845, заключенного с ООО «Гринпарк», п.10.4. контракта от 06.11.2020 №5/6223, заключенного с ООО «Каспий», гарантийные обязательства Подрядчиком ООО «Гринпарк» представлены в виде банковской гарантии от 26.01.2021, т.е. с нарушением срока (акт выполненных работ от 29.10.2020), гарантийные обязательства Подрядчиком ООО «Каспий» по вышеуказанному контракту отсутствуют, к проверке не представлены (акт выполненных работ от 14.12.2020).

6. Проверкой соблюдения требований, установленных п.10, п.11 ч.2, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ и п.12 Правил №1084 в части своевременного размещения обязательной к размещению информации, установлены следующие нарушения:

– по контракту от 26.05.2020 №В-079/20, заключенному с МКП «ВМЭС» на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям на сумму 943 966,94 рублей, дополнительное соглашение от 11.08.2020 №1 размещено в ЕИС 20.08.2020 года, т.е. с нарушением срока, согласно Информации о заключенном контракте (его изменении);

– по контракту от 27.08.2020 №2/4845, заключенному с ООО «ГринПарк» на благоустройство и озеленение территории на объекте детский сад на сумму 9 758 240,55 рублей, п/п от 21.12.2020 №323 на сумму 704 094,40 рублей размещено 20.02.2021, в момент проведения проверки;

– по контракту от 02.05.2020 №8, заключенному с ФКУ ИК-26 на строительство ДОУ детский сад на сумму 138 425 230,02 рублей, п/п от 06.11.2020 №247 на сумму 1 500 566,00 рублей размещено 20.02.2021, в момент проведения проверки.

7. Установлено, что в проверяемом периоде имели место быть случаи нарушения Поставщиками условий контрактов в части соблюдения сроков выполнения работ по заключенным муниципальным контрактам и договорам. К проверке представлены копии Претензий, направленные пяти Поставщикам с расчетом неустойки на общую сумму 435 595,93 рублей. В настоящий момент выполнение работ (оказание услуг) по контрактам и договорам продолжается. Управлением в адрес вышеуказанных подрядных организаций готовятся требования об уплате неустойки (пени) за нарушение сроков выполнения работ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами.

8. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия проведена выборочная проверка соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) условиям контрактов (договоров), заключенным УКС в 2020 году, а именно:

– от 05.11.2020 №70 с ООО ТД «Логистика» на сумму 309 800,00 рублей на поставку машины сушильной и прочего оборудования на дет. сад Иртышская,16;

– от 05.11.2020 №71 с ООО ТД «Логистика» на сумму 418 580,00 рублей на поставку стиральных машин на дет. сад Иртышская,16;

– от 11.11.2020 №75 с ИП Бородавченко на сумму 565 380,00 рублей на установку металлических дверей в дет.саду Иртышская,16;

– от 19.11.2020 №91 с ООО «Стандарт» на сумму 223 646,46 рублей на установку противопожарных окон в дет.сад Иртышская,16.

Проверкой соблюдения сроков выполнения работ Подрядчиками установлены нарушения условий по контрактам:

– от 19.11.2020 №91 с ООО «Стандарт» – работы по установке противопожарных окон и витража из ПВХ конструкций выполнены позже установленного срока;

– с ООО ТД «Логистика» от 05.11.2020 №70 и №71  – товарные накладные не подписаны УКС, как Заказчиком, в связи с недополученными от Поставщика позициями товара в полном ассортименте, указанными в техническом задании и товарных накладных, срок поставки нарушен.

По результатам визуального осмотра поставленного товара, выполненных работ установлено:

– работы по установке противопожарных окон и витража из ПВХ конструкций, согласно представленному к проверке акту от 17.12.2020 №1 выполнены надлежащим образом, Заказчик не имеет никаких претензий к принятому товару, имеется отметка ООО «ЮгСтройТехЭкспертиза» об осуществленном строительном контроле;

– в соответствии с актом о приемке выполненных работ от 12.11.2020 №1 на установку металлических дверей, подписанным представителями УКС, ИП Бородавченко и ООО «ЮгСтройТехЭкспертиза», работы по установке металлических дверей в количестве 21 штуки выполнены. Доводчики к дверям не установлены, находятся в подвале, так как в настоящий момент ведутся строительные работы;

– с ООО ТД «Логистика» №70 и №71 на поставку машины сушильной и прочего оборудования и на поставку стиральных машин соответственно – машины стиральные, машина сушильная, каток гладильный, тележки, баки в упакованном виде находятся на хранении в помещении детского сада в связи с ведением строительно-отделочных работ.

Проведенной проверкой целесообразности и необходимости закупок установлено следующее: приобретенное для дошкольного учреждения технологическое оборудование (машины стиральные, машина сушильная, гладильный каток, тележки для белья, баки для отходов) является необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности данного учреждения и соответствует своему назначению.

По результатам визуального осмотра и сопоставления фактического наличия поставленного товара (выполненных работ) представителями КСП и УКС составлен и подписан акт обследования от 16.02.2021 года.

 9. Согласно п.1.1. контракта от 02.05.2020 №8, заключенного с ФКУ ИК-26 на строительство дошкольного образовательного учреждения детский сад, полный комплекс работ по строительству Подрядчик выполняет в соответствии с проектом на строительство и утвержденным сметным расчетом. Проектно-сметная документация выполнена ООО «Энергосервис» (муниципальный контракт от 20.05.2019 №5/0097) и является приложением к контракту. Согласно акту сдачи-приемки работ от 15.05.2020 №2, услуги по осуществлению проектирования объекта выполнены полностью и в срок, удовлетворяют условиям контракта, УКС претензий по объему и качеству услуг не имеет.

Положительное заключение экспертизы на проект документации и результаты инженерных изысканий от 13.02.2020 и положительное заключение по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства от 14.02.2020 №34-1-0021-2020 выданы ГАУ Волгоградской области «Облгосэкспертиза».

Кроме того, согласно п.5.52 муниципального контракта от 02.05.2020 №8, в срок до 01.11.2020 ФКУ ИК-26 (Подрядчик) обязан подготовить в полном объеме помещения для поставки и монтажи технологического оборудования (пищеблока, прачечной, медблока и т.д.).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ между УКС и ООО «Каспий» были заключены контракты, всего на общую сумму 2 519 836,40 рублей, а именно:

– от 16.06.2020: №20 на сумму 183 168,00 на вывоз бетонного боя на объекте детский сад, ул. Иртышская,16; №21 на сумму 593 230,80 – земляные работы (вывоз грунта) на объекте детский сад, ул. Иртышская,16;

– от 17.12.2020: №114 на сумму 587 672,00 на выполнение работ по устройству инженерных систем на объекте детский сад, ул. Иртышская,16; №115 на сумму 562 059,60 на выполнение работ по устройству стен и перегородок детский сад, ул. Иртышская,16; №116 на сумму 593 706,00 на выполнение работ выше 0,00 (внутр. отделка) на объекте детский сад, ул. Иртышская,16. 

Таким образом, контракты были заключены на выполнение работ, которые должны входить в полный комплекс работ по строительству детского сада  и должны были быть предусмотрены проектно-сметной документацией.

Согласно пояснению начальника сметно-договорной службы УКС, основанием для заключения вышеуказанных контрактов явилось отсутствие перечисленных строительных работ в ПСД, являющейся приложением к муниципальному контракту от 02.05.2020 №8. Необходимость выполнения данных работ была согласована ООО «Италпроект», осуществляющим авторский надзор на объекте.

Учитывая вышеизложенное,вышеуказанные факты свидетельствуют о нерезультативности проведенных закупок в рамках вышеуказанных контрактов, заключенных Управлением  с ООО «Каспий».

Кроме того, по мнению «Контрольно-счетной палаты», допущено искусственное дробление закупок путем заключения контрактов с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 600 000,00 рублей по одному договору, без проведения торгов, а именно: на вывоз бетонного боя на сумму 183 168,00 рублей и земляные работы (вывоз грунта) на сумму 593 230,80 рублей на объекте детский сад ул. Иртышская,16 от 16.06.2020 №20 и №21 соответственно.

Общей целью по вышеуказанным контрактам является выполнение работ по очистке и подготовке территории для строительства. Исключительность работ, выполненных в рамках исполнения вышеуказанных контрактов, отсутствует: работы по вывоз бетонного боя и вывозу грунта по своей сути не являются уникальными, Управление располагало достаточным временем, чтобы провести конкурентные закупки.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод об искусственном дроблении закупок по следующим признакам: контракты заключены в один и тот же день или в незначительный временной промежуток с одной и той же подрядной организацией, контракты предусматривают выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же целей. Заключение подобных контрактов может рассматривается как прикрытие единой крупной сделки, что, в соответствии с ч.2 ст.170 Гражданского Кодекса РФ, возможно позиционировать как притворные сделки. Впоследствии такие сделки могут быть признаны компетентными органами недействительными.

Отказ от конкурентных процедур с возможным снижением начальной максимальной цены контракта приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, их экономию. Тем самым, нарушается принцип эффективности использования бюджетных средств, определенный в ст.34 Бюджетного Кодекса РФ, в соответствии с которым участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Заключение договора с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность и реализовать свое право на заключение контракта.

10. В нарушение условий контрактов, при отсутствии исполнительной документации, Управлением были оплачены неподтвержденные расходы всего в сумме 667 731,60 рублей по контрактам от 16.06.2020 №20 и №21, заключенным с ООО «Каспий». Документы, подтверждающие утилизацию Подрядчиком строительного мусора на сумму 183 168,00 рублей и документы, подтверждающие приемку грунта в указанных в акте местах, на сумму 484 563,60 рублей, к проверке не представлены.

11. В нарушение Порядка осуществления Управлением капитального строительства контроля за исполнением поставщиками условий контрактов от 29.12.2017 №38, п.5.41 и п.6.6 муниципального контракта от 02.05.2020 №8, контроль со стороны Управления за соблюдением условий вышеуказанного контракта в части объема привлеченных субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, осуществлен не был.

12. По результатам определения поставщиков путем проведения электронных аукционов экономия в процессе закупки, то есть снижение НМЦК, по 5-ти муниципальным контрактам составила всего в сумме 9 246 010,18 рублей.

Однако, принимая во внимание недостаточные меры по контролю над качеством поставленного товара, оказанной услуги со стороны Управления, как Заказчика, нерезультативности отдельно проведенных закупок, допущенному искусственному дроблению закупок путем заключения контрактов с единственным поставщиком, предусматривающим выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же целей, можно сделать вывод о слабой эффективности расходов на закупки в целом.

Пролистать наверх