В период с 11.05.2021 по 30.06.2021 года «Контрольно-счетной палатой» проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществленных Муниципальным бюджетным учреждением «Комбинат благоустройства» – город Волжский Волгоградской области за 2020 год».

  1. Комбинатом в проверяемом периоде были заключены муниципальные контракты и договора первоначально всего на общую сумму 792 227 179,05 рублей, в том числе: 362 999 999,94 рублей – за счет средств федерального бюджета, 248 354 935,47 рублей – за счет средств областного бюджета, 174 407 897,55 рублей – за счет средств городского бюджета, 6 464 346,09 рублей – за счет собственных средств, в том числе:

63 муниципальных контракта, с финансированием и исполнением в 2020 году, на общую сумму 126 490 133,12 рублей, в том числе: 47 830 770,00 рублей – за счет средств федерального бюджета, 74 347 005,50 рублей – за счет средств городского бюджета, 4 312 357,62 рублей – за счет собственных средств;

4 муниципальных контракта, заключенных без конкурса, с финансированием и исполнением в 2020 году, на общую сумму 118 762 311,05 рублей, в том числе: 116 354 935,47 рублей за счет средств областного бюджета, 2 407 375,58 рублей – за счет средств городского бюджета;

376 договоров (до 600 тысяч рублей каждый) на общую сумму – 73 144 693,73 рублей за счет средств городского бюджета;

425 договоров (наличный расчет) – 688 907,59 рублей за счет средств городского бюджета;

Кроме того, 16 муниципальных контракта, заключенных в 2019 году, с исполнением и финансированием в 2020 году, на общую сумму 473 141 133,56 рублей, в том числе: 315 169 229,94 рублей – за счет средств федерального бюджета, 132 000 000,00 рублей – за счет средств областного бюджета, 23 819 915,15 рублей – за счет средств городского бюджета, 2 151 988,47 рублей – за счет собственных средств.

  Далее, в ходе исполнения, на основании дополнительных соглашений и соглашений о расторжении, по состоянию на 31.12.2020 года, общая сумма заключенных контрактов и договоров уменьшилась на 9 246 682,66 рублей за счет средств городского бюджета и составила всего в сумме 782 980 496,39 рублей, в том числе:362 999 999,94 рублей – за счет средств федерального бюджета, 248 354 935,47 рублей – за счет средств областного бюджета, 165 161 214,89 рублей – за счет средств городского бюджета, 6 464 346,09 рублей – за счет собственных средств, в том числе:

сумма 63 муниципальных контрактов увеличилась на 990 513,93 рублей за счет средств городского бюджета и составила всего 127 480 647,05 рублей, в том числе: 47 830 770,00 рублей – за счет средств федерального бюджета, 75 337 519,43 рублей – за счет средств городского бюджета, 4 312 357,62 рублей – за счет собственных средств;

сумма 4 муниципальных контрактов, заключенных без конкурса не изменилась и составила 118 762 311,05 рублей, в том числе: 116 354 935,47 рублей за счет средств областного бюджета, 2 407 375,58 рублей – за счет средств городского бюджета;

сумма 376 договоров (до 600 тысяч рублей каждый) уменьшилась 10 008 343,36 рублей и составила  63 136 350,37 рублей за счет средств городского бюджета;

сумма 425 договоров (наличный расчет) не изменилась и составила 688 907,59 рублей за счет средств городского бюджета.

Кроме того, сумма 16-ти муниципальных контрактов, заключенных в 2019 году, уменьшилась всего на 228 853,23 рублей (за счет средств городского бюджета), и составила 472 912 280,33 рублей, в том числе: 315 169 229,94 рублей – за счет средств федерального бюджета, 132 000 000,00 рублей – за счет средств областного бюджета, 23 591 061,92 рублей – за счет средств городского бюджета, 2 151 988,47 рублей – за счет собственных средств.

  • Согласно данным Плана финансово-хозяйственной деятельности Комбината в редакции от 30.12.2020, а так же Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф.0503737), по состоянию на 01.01.2021 МБУ «Комбинат благоустройства» утверждено плановых назначений на осуществление закупок в 2020 году всего в сумме 766 390 618,30 рублей, кроме того, кредиторская задолженность 2019 года в сумме 46 234 194,18 рублей.

Согласно п.2 ст.72 БК РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

По состоянию на 31.12.2020 Комбинатом были заключены муниципальные контракты и договора на общую сумму 775 465 521,81 рублей (с исполнением и финансированием в 2020 году), превышающую утвержденный на год объем финансового обеспечения на осуществление закупок на 9 074 903,51 рублей, что является нарушением п.2 ст.72 Бюджетного Кодекса РФ. 

  • Комбинатом в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 были осуществлены закупки конкурентными способами по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), по результатам которых было  заключено 63 контракта, в том числе:

– по результатам 41-го электронного аукциона в открытой форме –  41 муниципальный  контракт (в том числе 9 контрактов из плана-графика 2019 года), из них 16 аукционов в электронной форме были признаны не состоявшимися, 16 контрактов заключены с единственным поставщиком в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ;

– по результатам 2-х открытых конкурсов  – 2 контракта (в том числе 1 контракт из плана-графика 2019 года), из них, 1 контракт заключен с единственным поставщиком в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Кроме того, заключено 20 контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии со ст.93 Закона №44-ФЗ, а именно:

– п.1 ч.1 ст.93 – 7 муниципальных контракта;

– п.8 ч.1 ст.93 – 5 муниципальных контракта;

– п.9 ч.1 ст.93 – 2 муниципальных контракта;

– п.11 ч.1 ст.93 – 1 муниципальный контракт;

– п.29 ч.1 ст.93 – 5 муниципальных контрактов.

Выбранные Заказчиком способы определения поставщика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.

Так же, на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, Комбинатом заключен 801 договор  с единственным поставщиком на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей каждый (договора и наличный расчет).

  • Годовой объем закупок МБУ «Комбинат благоустройства» по договорам на сумму, не превышающую  шестисот тысяч рублей каждый, составил 63 825 257,96 рублей (договора плюс наличный расчет) или 8,2% совокупного годового объема закупок, нарушений требований вышеуказанных норм законодательства не установлено.
  • В нарушение требований Закона №44-ФЗ руководитель контрактной службы Грачев С.В. и начальник отдела контрактной службы Какаулин А.В. на  момент назначения  на должность работников контрактной службы не имели соответствующего высшего или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Вышеуказанные работники получили такое образование позже даты назначения на должность работников контрактной службы.
  • В нарушение требований п.2 ст.72 БК РФ, ч.1 ст.16 Закона №44-ФЗ Комбинатом, как Заказчиком, в 2020 году были осуществлены 4 закупки, не предусмотренные планом-графиком, заключено 4 контракта на общую сумму 122 990 008,86 рублей, в том числе: 116 354 935,47 рублей средства областного бюджета, 6 685 073,39 рублей средства городского бюджета.
  • Вышеуказанные контракты были заключены на основании п.9 ч.1 ст.93 Закона   №44-ФЗ. Однако, копии Уведомлений о заключении контрактов (информация об осуществлении закупок), Отчеты о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика, обоснования определения цены контрактов и иных существенных условий исполнения контрактов при осуществлении закупки у единственного поставщика, направленные в Управление финансов, отсутствуют.

            Таким образом, Комбинатом благоустройства, как Заказчиком, выбран неверный способ определения  поставщика, а именно: неправомерно принято решение о закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании п.9 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, что является нарушением ст.24 Закона №44-ФЗ.

  • Кроме того, муниципальный контракт от 13.01.2020 №39/20 заключен с ООО «АС – Групп» на сумму 39 833 752,22 рублей, тогда как локальный сметный расчет, являющийся приложением к контракту, составлен на сумму 39 883 752,22 рублей (превышает цену контракта на 50 000,00 рублей). Представленные к проверке копии актов выполненных работ №КС-2, справки о стоимости выполненных работ №КС-3, составлены на сумму 39 883 752,22 рублей. Выполненные работы оплачены в сумме 39 883 752,22 рублей. Таким образом, цена контракта, указанная в п.4.1 муниципального контракта, не соответствует стоимости работ, указанной в ЛСР.
  • Комбинат во исполнение норм действующего законодательства о закупках осуществил закупки, установив преимущества отдельным категориям поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – субъектам малого предпринимательства. Требование ч.1 ст.30 Закона №44-ФЗ об осуществлении закупок в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок соблюдено. В 2020 году МБУ «Комбинат благоустройства» в ЕИС размещались извещения о проведении закупок путем проведения электронных аукционов с предоставлением преимущества СМП и СОНКО.

            По результатам проведенных электронных аукционов с участниками, подавшими заявки на участие на условиях привлечения СМП, заключено 13 муниципальных контрактов на общую сумму выполненных работ 33 432 424,21 рублей и по 1-му контракту привлечены СМП в размере 20% от суммы контракта в размере 89 433 845,99 рублей, что составило всего в сумме 122 866 270,20 рублей или 18,6% совокупного годового объема закупок, рассчитанного в соответствии с ч.1.1. ст.30 Закона №44-ФЗ.

  1. Отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО составлен и опубликован Комбинатом на официальном сайте ЕИС 12.03.2021 года,  сроки размещения отчета соблюдены.

            Однако, в нарушение ч.4 ст.30 Закона №44-ФЗ и Правил подготовки отчета №238, проверкой установлено следующее:

            – в п.5, 7, 8 раздела 2 Отчета не верно указаны объем и доля закупок, осуществленных у СМП и СОНКО;

            – в п.1 раздела 3 Отчета «Информация о заключенных контрактах» отсутствует один уникальный номер реестровой записи из реестра контрактов по контрактам, которые были заключены с СМП и СОНКО и размещены в отчетном 2020 году, а именно: информация о контракте с реестровым №3343590032320000055 (поставка асфальтобетонной смеси, ООО «Спецстартстрой»); один уникальный реестровый номер контракта №3343590032320000005 указан излишне (контракт заключен 30.12.2019 года);

            – в п.3 раздела 3 Отчета по контрактам, которые заключены в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ и размещены в отчетном 2020 году, излишне указана информация о контракте №3343590032320000005 от 30.12.2019 года.

  1. Проверкой соблюдения требований, установленных ч.2 ст.72 Закона №44-ФЗ в части соблюдения максимального объема закупок путем проведения запроса котировок установлено, что в проверяемом периоде Комбинатом такие закупки не осуществлялись.
  2. В нарушение ч.27 ст.34 Закона №44-ФЗ и условий контрактов, имеют место случаи возврата денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта позже установленного контрактом срока.
  3. В нарушение ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ и п.12 Правил №1084 имеют место случаи размещения на официальном сайте в ЕИС обязательной к размещению информации с нарушением установленного настоящим Законом срока.
  4. В проверяемом периоде имели место быть случаи нарушения Поставщиками условий контрактов в части соблюдения сроков выполнения работ по 7-ми муниципальным контрактам. К проверке представлены копии Претензий по вышеуказанным контрактам с расчетом неустойки на общую сумму 461 437,99 рублей. Комбинатом в адрес вышеуказанных подрядных организаций направлены требования об уплате неустойки (пени) за нарушение сроков выполнения работ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами.

Проверкой своевременности составления и направления Подрядчикам требований об уплате неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных заключенными контрактами, установлено, что в нарушение ч.6 ст.34 Закона №44-ФЗ Комбинатом не своевременно были составлены и направлены претензии по пяти контрактам. Претензии составлены, размещены в ЕИС и направлены Подрядчикам в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия, а именно 07.06.2021 года. 

На момент окончания проведения проверки, по состоянию на 30.06.2021 года, вышеуказанные штрафы и пени Подрядчиками не оплачены.

  1. В ходе выборочной проверки муниципальных контрактов, заключенных с СМП и документов, подтверждающих выполнение работ (акты о приемке) и оплату выполненных работ (платежные поручения), представленных к проверке и размещенных в ЕИС установлены  факты нарушения Заказчиком условий контрактов в части соблюдения сроков оплаты, определенных ч.8 ст.30 Закона №44-ФЗ – не более чем в течение пятнадцати рабочих дней, с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 настоящего Федерального закона.
  2. При проверке конкурсной документации на строительство а/дороги по ул.Карбышева от ул.87 Гвардейская до ул.Медведева (подрядная организация – МБУ «Северное» контракт от 09.01.2020 №99/19) установлено, что подрядной организацией МБУ «Северное» нарушены контрактные обязательства и положения, установленные Постановлением №570 в плане выполнения части работ собственными силами (не менее 25% цены муниципального контракта).

            МБУ «Комбинат благоустройства» не воспользовалось правом, установленным в п.8.4. контракта от 09.01.2020 №99/19к, выдать Подрядчику предписание при обнаружении отступлений от нормативно-технических документов, настоящего контракта и приложений к нему.

Кроме того, в соответствие с п.2в Постановления №570, за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, к Подрядчику применяются штрафные санкции, порядок которых устанавливается Правилами определения размера штрафа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 №1042. Штрафные санкции Комбинатом к Подрядчику МБУ «Северное» не применялись.

            Кроме того, в п.17 сводного сметного расчета включены без нормативных обоснований работы по устройству трех светофорных объектов (электрическая часть) на общую сумму 25 728 816,00 рублей. В конкурсной документации расчет стоимости данных работ отсутствует, чем нарушается положение п.4.2. контракта, в котором указано, что цена контракта определена расчетом стоимости (Приложение №2) на основании сметной документации.

17. В рамках проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования средств субсидий, выделенных из бюджета на выполнение муниципального задания и иные цели МБУ «Комбинат благоустройства» за 2020 год, проводимой «Контрольно-счетной палатой» одновременно с настоящим экспертно-аналитическим мероприятием, работниками Комбината на основании приказа от 28.04.2021 №277, в присутствии представителя КСП, была произведена выборочная проверка объемов строительных и ремонтно-строительных работ, выполненных на объектах, в рамках следующих муниципальных контрактов:

– от 24.12.2019 №92/19к, от 09.01.2020 №99/19к, заключенных с МБУ «Северное»;

– от 10.01.2020 №38/20к, от 13.01.2020 №39/20к, заключенных с ООО «АС-Групп»;

– от 14.01.2020 №41/20, заключенного с ООО «ЮгСтройКомплект».

Для проведения контрольных замеров был использован измерительный инструмент, прошедший поверку в ФБУ «Волгоградский ЦСМ». Акты обследований от13.05.2020 №1, от 21.05.2020 №2, от23.06.2020 №3 прилагаются к материалам вышеуказанной проверки.

При проверке актов о приемке выполненных работ по форме №КС-2 и выборочной проверке выполненных работ установлено следующее:

– в нарушение п.5.5. контракта от 09.01.2020 №99/19к подрядной организацией МБУ «Северное» было необоснованно предъявлено, а Учреждением, в рамках использования бюджетных средств, направленных в 2020 году на ремонт автомобильных дорог, приняты и оплачены работы на сумму 27 281 367,60 рублей.

18. По мнению «Контрольно-счетной палаты», Комбинатом допущено искусственное дробление закупок путем заключения контрактов с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 600 тыс.рублей (300 тыс.рублей) по одному договору, без проведения торгов. Вывод об искусственном дроблении закупок можно сделать по следующим признакам: контракты заключены в один и тот же день или в незначительный временной промежуток с одной и той же подрядной организацией, контракты предусматривают выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же целей. Заключение подобных контрактов может рассматривается как прикрытие единой крупной сделки, что, в соответствии с ч.2 ст.170 Гражданского Кодекса РФ, возможно позиционировать как притворные сделки. Впоследствии такие сделки могут быть признаны компетентными органами недействительными.

Отказ от конкурентных процедур с возможным снижением начальной максимальной цены контракта приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, их экономию. Тем самым, нарушается принцип эффективности использования бюджетных средств, определенный в ст.34 Бюджетного Кодекса РФ. При этом стоит отметить, что Закона №44-ФЗ не содержит ограничений по количеству  контрактов (при условии соблюдений требования п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ), а также по одноименности закупаемых товаров, работ. Но, в то же время, в соответствии с положением ч.5 ст.24 Закона №44-ФЗ, Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, что и происходит при искусственном дроблении закупки с последующим заключением контрактов с единственным поставщиком.              Окончательное решение о правомерности разукрупнения заказа может быть вынесено только в суде. На практике судебные инстанции нередко усматривают в искусственном дроблении закупок ограничение конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комбинату в дальнейшем рекомендуется во избежание судебных разбирательств воздержаться от искусственного дробления закупок в рамках реализации муниципальных программ и заданий.

19. Проверкой соблюдения условий заключенных контрактов установлено, что в нарушение ст.101 Закона №44-ФЗ, п.7 Порядка осуществления МБУ «Комбинат благоустройства» контроля за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, п.9.27 муниципального контракта от 09.01.2020 №99/19к, Подрядчиком МБУ «Северное» в рамках выполнения работ по вышеуказанному контракту привлечены субподрядчики из числа СМП и СОНКО в объеме большем, чем определено контрактом. Проверкой установлено, что между МБУ «Северное» (Подрядчик) и ООО «Универсал» (Субподрядчик) заключен договор от 31.01.2020 №17/2020 на сумму 202 644 410,00 рублей (100% от цены контракта). Контроль со стороны Комбината, как Заказчика, осуществлен не был.

20. Анализ и оценка эффективности расходов на закупки осуществлялись с учетом соблюдения принципа ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, установленного ст.12 Закона №44-ФЗ, согласно которому, юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Для определения эффективности закупочной деятельности проведена комплексная оценка работы службы закупок и выполнение следующих составляющих: план закупочной деятельности, объем бюджетных средств, предусмотренных на закупки, применение мер по контролю над качеством поставленного товара, оказанной услуги, продукции.

При рассмотрении планирования и осуществления закупок, в ходе проведения аудита закупок установлено, что мероприятия исполняются путем заключения контрактов (договоров), как при проведении конкурентных процедур, так и при заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). По результатам определения поставщиков путем проведения электронных аукционов  и открытых конкурсов, экономия в процессе закупки, то есть снижение НМЦК, по муниципальным контрактам составила всего в сумме 4 975 956,45 рублей. Однако, принимая во внимание недостаточные меры по контролю за исполнением Поставщиками условий контрактов со стороны Комбината, как Заказчика, неэффективности отдельно проведенных закупок, можно сделать вывод о слабой эффективности расходов на закупки в целом.

Пролистать наверх