- В рамках подготовки заключения на отчет об исполнении бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области за 2022 год «Контрольно-счетной палатой» проведена внешняя проверка бюджетной отчетности 13 главных распорядителей (администраторов) средств бюджета городского округа из них: по 6 – с выходом к главному распорядителю (выездные) и 7 камеральные проверки. По результатам проведенных Палатой проверок оформлены 14 актов (включая 1 акт отдельных вопросов) на основании которых подготовлено заключение на отчет об исполнении бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области за 2022 год.
- В ходе внешней проверки годовой отчетности ГРБС «Контрольно-счетной палатой» установлены следующие нарушения:
– полноты заполнения и предоставления форм бюджетной отчетности;
– несоответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм;
– при установлении и исполнении обязательств муниципальными учреждениями;
– нарушения действующего законодательства по проведению инвентаризации активов и обязательств;
– не подтверждена задолженность в полном объеме актами сверки расчётов с дебиторами и кредиторами;
– в учёте кредиторской задолженности не в полном объёме проведена инвентаризация расчётных обязательств, в результате соответствие фактических данных не соответствуют регистрам бухгалтерского учета;
– расхождение сумм задолженности по актам сверок с суммами по инвентаризационным описям;
– нарушения действующего законодательства по соблюдению порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ;
– отсутствие проведения внутреннего финансового аудита;
– нарушения при проверке строительно-монтажных и ремонтных работ.
- В ходе внешней проверки годовой отчетности ГРБС «Контрольно-счетной палатой» установлены 29 нарушений на общую сумму 260 882,4 тыс. рублей, в том числе:
– 2 нарушения в области учета и отчетности;
– 25 нарушений, относящихся к группе прочих (в том числе: нарушения полноты заполнения и предоставления форм бюджетной отчетности, нарушение требований действующего законодательства при установлении и исполнении обязательств муниципальными учреждениями, нарушения при проведении инвентаризации активов и обязательств, нарушение при исполнении мероприятий в рамках целевых программ) на сумму 260 783,4 тыс. рублей;
– 1 факт нецелевого использования бюджетных средств на сумму 99,0 тыс. рублей;
– 1 нарушение при проведении строительно-монтажных работ.
В ходе проведения внешней проверки были выявлены факты нарушения бюджетного законодательства, которые могут содержать признаки составов административных правонарушений.
3. Исполнение бюджета городского округа осуществляется на основе сводной бюджетной росписи в соответствии со ст. 217 БК РФ, Решением № 10-ВГД, «Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета городского округа – город Волжский), утверждённым приказом Управления финансов от 15.06.2022 № 28 (далее по тексту – Порядок) с изменениями, приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (ред. от 08.09.2022) «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» и приказом Управления финансов от 15.10.2021 № 56 (с изменениями) «Об утверждении Порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету городского округа – город Волжский Волгоградской области на 2022 и плановый период 2023-2024 годы».
II. Доходы.
- В 2022 году всего поступило доходов в городской бюджет 7 345 485,3 тыс. рублей при плане 7 360 451,2 тыс. рублей, выполнение составило 99,8%. По сравнению с 2021 годом доходов в 2022 году поступило больше на 829 333,6 тыс. рублей или на 12,7% (исполнение в 2021 году – 6 516 151,7 тыс. рублей или 99,7% при плане 6 537 209,7 тыс. рублей).
В том числе:
– по налоговым доходам выполнение составило 1 875 838,4 тыс. рублей при плане 1 806 153,8 тыс. рублей или 103,9%;
– по неналоговым доходам выполнение составило 357 115,8 тыс. рублей при плане 354 540,3 тыс. рублей или 100,7%;
– по безвозмездным поступлениям выполнение составило 5 112 531,1 тыс. рублей при плане 5 199 757,1 тыс. рублей или 98,3%.
Плановые назначения по доходам в отчете об исполнении бюджета городского округа – город Волжский за 2022 год соответствуют назначениям, утвержденным от 23.12.2021 № 180-ВГД «О бюджете городского округа – город Волжский Волгоградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
- Основными причинами не полного исполнения плановых назначений по доходам на 2022 год явились:
– снятие с учета налогоплательщиков в 2022 году (по ЕСХН);
– перерасчет начислений налога на имущество физических лиц (по кадастровой стоимости объектов) по заявлениям налогоплательщиков в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 №10-П;
– расторжение договоров аренды с ГКУ Волгоградской области «Дирекция по материально-техническому и хозяйственному обеспечению Администрации Волгоградской области» (по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении);
– уменьшение количества заключенных договоров аренды имущества, составляющего казну городского округа, с 73 договоров на 01.01.2022, до 66 договоров на 01.01.2023;
– уменьшение размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа, в связи с перерасчетом арендной платы по судебным решениям о признании недостоверной величины их рыночной стоимости;
– поступление субсидий, субвенций в соответствии с заключенными соглашениями, заявками на получение, направленными главным распорядителям средств областного бюджета и не заключение концессионного соглашения по капитальному гранту концедента на модернизацию, реконструкцию и новое строительство сетей наружного уличного освещения в рамках исполнения концессионного соглашения.
Оценить уровень дебиторской задолженности в бюджет городского округа – город Волжский по налоговым доходам в бюджет городского округа – город Волжский и консолидированный бюджет Волгоградской области на 01.01.2023 года в разрезе видов налоговых доходов не представляется возможным, так как согласно дополнительно представленной информации к отчету об исполнении бюджета городского округа за 2022 год от администрации городского округа (исх. №42/431 от 20.04.2023 года), у УФНС России по Волгоградской области отсутствует возможность представлять информацию о задолженности в разрезе налогов с 01.01.2023 года.
По данным работы комиссии по привлечению в консолидированный бюджет Волгоградской области финансовых ресурсов за 2022 год работа с налогоплательщиками по налогам на совокупный доход и земельному налогу не проводилась, дополнительные поступления и погашение задолженности по данным видам доходов не производились.
III. Расходы.
- Расходная часть бюджета города согласно отчета об исполнении бюджета на 01.01.2023 года, представленного Управлением финансов, исполнена в сумме 7 249 695,2 тыс. рублей или на 96,8% к утвержденным бюджетным назначениям в сумме 7 488 995,1 тыс. рублей.
- Лимиты бюджетных обязательств на 2022 год доведены Управлением финансов до ГРБС в сумме 7 364 443,9 тыс. рублей или в меньшем объеме, чем утвержденные бюджетные назначения на 124 551,2 тыс. рублей или на 1,6%.
- Плановые назначения по расходам бюджета городского округа, согласно представленному отчету в сумме 7 488 995,1 тыс. рублей не соответствуют плановым назначениям по расходам бюджета, утвержденным Решением от 23.12.2021 № 180-ВГД «О бюджете городского округа – город Волжский Волгоградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (в ред. от 24.12.2022 № 233-ВГД) в сумме 7 430 451,2 тыс. рублей.
4. Основными причинами отклонений исполнения расходов бюджета от плановых бюджетных назначений в 2022 году явились:
– отсутствие финансирования, что повлекло за собой образование кредиторской задолженности;
– оплата по фактически произведенным расходам;
– нарушение сроков исполнения муниципальных контрактов, несвоевременное представление актов выполненных работ контрагентами;
– заявительный характер мероприятий;
– экономия средств;
– отсутствие потребности.
5. Бюджетные ассигнования на 2022 год на содержание аппаратов ГРБС утверждены в сумме 422 783,9 тыс. рублей, в том числе: по средствам городского бюджета в сумме 381 535,5 тыс. рублей, по средствам областного бюджета – 31 053,1 тыс. рублей, по средствам федерального бюджета – 10 195,3 тыс. рублей.
Исполненные расходы за 2022 год на содержание аппаратов ГРБС в размере 412 844,1 тыс. рублей составляют 5,7% от общего объема исполненных расходов по муниципальному образованию в сумме 7 249 695,2 тыс. рублей.
Исполнение через финансовые органы составило в сумме 412 844,1 тыс. рублей или на 97,7%, в том числе: по средствам городского бюджета в сумме 371 595,7 тыс. рублей или на 97,4%, по средствам областного бюджета – 31 053,1 тыс. рублей или на 100% и средствам федерального бюджета – 10 195,3 тыс. рублей или на 100%.
Расходы на содержание аппарата ГРБС не превышают нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городского округа – город Волжский на 2022 год, установленные постановлением Администрации Волгоградской обл. от 13.01.2022 № 4-п «Об установлении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области и нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих муниципальных образований Волгоградской области на 2022 год».
6. В бюджете городского округа – город Волжский на 2022 год заложено финансирование 20 ведомственных целевых и муниципальных программ. Из них: 4 ведомственных и 16 муниципальных программ
Расходы за счет средств бюджета осуществлялись по 18 программам.
Средний процент исполнения по всем Программам составляет 97,9% или 6 344 685,15 тыс. рублей (к утвержденным ассигнованиям согласно отчетам структурных подразделений администрации городского округа), при плане (с учетом уведомлений, указанных справочно) 6 480 632,65 тыс. рублей, что меньше на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Утвержденные бюджетной росписью назначения в размере 6 503 229,19 тыс. рублей согласно отчету об исполнении бюджета (ф.0503127) по ГРБС не соответствуют бюджетным ассигнованиям, утвержденным Решением № 180-ВГД (в редакции от 23.12.2022) в размере 6 447 889,48тыс. рублей.
- По состоянию на 01.01.2023 года кредиторская задолженность составила 229 024,1тыс. рублей, в том числе:
– по администрированию доходов федеральных органов власти, в сумме 185 102,3 тыс. рублей;
– главных распорядителей бюджетных средств, в сумме 43 921,8 тыс. рублей, из них по типам средств: по городским средствам в сумме 38 785,6 тыс. рублей, по средствам областного бюджета в сумме 5 136,2 тыс. рублей.
Кредиторская задолженность по сравнению с 2021 годом (251 505,5 тыс. рублей) уменьшилась на 22 481,4 тыс. рублейили на 8,9%.
8. Дебиторская задолженность по бюджетной отчетности ГРБС по состоянию на 01.01.2023 года составила 4 634 421,8 тыс. рублей, в том числе:
– по администрированию доходов федеральных органов власти, в сумме 76 884,7 тыс. рублей;
– главных распорядителей бюджетных средств, в сумме 4 557 537,1 тыс. рублей, из них: по городским средствам в сумме 965 357,8 тыс. рублей, по средствам областного бюджета в сумме 3 171 699,7 тыс. рублей, по федеральным средствам в сумме 420 479,6 тыс. рублей.
Дебиторская задолженность по сравнению с 2021 годом (1 867 389,8 тыс. рублей) увеличилась 2 767 032,0 тыс. рублей или в 2,5 раза.
В ходе проверки достоверности кредиторской и дебиторской задолженности ГРБС и подведомственными учреждениями ГРБС установлено следующее: не всеми подведомственными учреждениями главных распорядителей бюджетных средств представлены акты сверки взаимных расчетов с поставщиками и подрядчиками по выполненным работам и оказанным услугам, инвентаризационные описи, не в полном объёме проведена инвентаризация расчётных обязательств, кроме того, имеются расхождения задолженности по инвентаризационным описям и актам сверок, в результате чего соответствие учетных и фактических данных (наличие, состояние и оценка обязательств) не подтверждено, достоверность данных бюджетного учета не обеспечена.
На основании изложенных выводов «Контрольно-счетная палата» рекомендует:
Волжской городской Думе:
Рассмотреть отчет об исполнении бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области за 2022 год.
Администрации городского округа и структурным подразделениям:
1. В целях повышения качества предоставляемой бюджетной отчетности, эффективности расходования средств городского бюджета и недопущения нарушения бюджетного законодательства, главным распорядителям (администраторам) необходимо:
– принять меры по устранению выявленных в ходе внешней проверки нарушений и замечаний путем внесения соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность;
– обеспечить предоставление отчетности за 2023 год в полном объеме в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкций № 191н и № 33н, федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Инструкций по утверждению плана счетов бухгалтерского учета и его применению, указаний по применению бюджетной классификации, обращая внимание на информативность отчетных форм;
– усилить контроль перед составлением годовой бухгалтерской отчётностью, организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, вести бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством;
– ГРБС и получателям бюджетных средств осуществлять исполнение бюджета в соответствии с требованиями БК РФ;
– проводить мероприятия по внутреннему финансовому аудиту в соответствии с действующим законодательством и разработанными и утвержденными регламентами ГРБС в целях минимизации рисков привлечения к административной ответственности;
– составлять бухгалтерскую отчетность на основе регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством Российской Федерации;
– ГРБС и подведомственным учреждениям своевременно и в полном объеме проводить комплекс мероприятий по учету активов и обязательств в соответствии с действующим законодательством и на основании совершенных сделок (инвентаризация, постановка на учет и др.);
– обеспечивать достоверность данных бюджетного учета по дебиторской и кредиторской задолженности (наличием актов сверок, отсутствием расхождения задолженности по инвентаризационным описям и актам сверок);
– в целях недопущения принятия расходных обязательств сверх утвержденных плановых назначений, а также в целях соблюдения условий юридическими лицами, получающими субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, при утверждении объема субсидий на выполнение работ (оказания услуг) необходимо предусматривать реальный объем выполняемых работ (оказываемых услуг) в рамках основной деятельности муниципальных учреждений;
– в целях снижения рисков привлечения к ответственности обратить внимание ГРБС и подведомственные учреждения о недопустимости превышения доведенного объема бюджетных ассигнований в рамках выполнения муниципального задания. Ориентировать учреждения о необходимости определения приоритетов в заключении муниципальных контрактов (договоров);
– направлять информацию о ходе реализации муниципальных и ведомственных программ в Управление экономики администрации городского округа – город Волжский в установленные сроки;
– обеспечивать достоверность данных, указанных в отчетах о ходе реализации программ и фактических данных, подтверждающих выполнение работ (услуг);
– при подготовке сметной документации и приеме работ, выполненных за счет бюджетных средств, ГРБС необходимо:
– усилить контроль составления сметной документации, не требующей обязательной проверки на достоверность; соответствия актов о приемке выполненных работ по форме № КС-2 сметной документации, а также приема работ, выполненных подрядными организациями и соблюдения сроков окончания договорных обязательств по контрактам и договорам.
2. Кроме того, Администрации городского округа:
– в 2023 году при внесении изменений в Решение о бюджете обеспечивать соответствие плановых назначений в данном нормативном акте и в бюджетной росписи;
– обеспечивать в 2022 году пропорциональное исполнение бюджета городского округа по разделам и подразделам бюджетной классификации, как по главным распорядителям, так и по получателям бюджетных средств;
– принимать меры по обеспечению своевременной подготовки документов по расходованию бюджетных средств, проведению муниципальных заказов, а также своевременному заключению муниципальных контрактов с соблюдением требований, установленных действующим законодательством по закупкам.
– пересмотреть работу профильных рабочих групп межведомственной комиссии по привлечению в консолидированный бюджет Волгоградской области дополнительных финансовых ресурсов с учетом отсутствия у УФНС России по Волгоградской области возможности представлять информацию о задолженности в разрезе налогов;
– обеспечить недопущение роста задолженности, как по доходам, так и по расходам и принимать меры по ее сокращению;
– обеспечить в 2023 году по всем главным распорядителям бюджетных средств погашение кредиторской задолженности за 2022 год в полном объеме.
3. Принять меры по приведению в соответствие плановых назначений, утвержденных в муниципальных, ведомственных программах, и в бюджетной росписи.
4. В целях недопущения нарушений принципов эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных главой 5 БК РФ, координаторам муниципальных целевых программ необходимо:
– планировать программные назначения с учетом реальных возможностей бюджета в финансировании программных мероприятий;
– обеспечить выполнение в полном объеме показателей результативности выполнения мероприятий и целевых индикаторов.
Направить настоящее заключение:
– в Волжскую городскую Думу Волгоградской области;
– главе городского округа – город Волжский Волгоградской области;
– в Прокуратуру города Волжского.