Контрольно-счетной палатой городского округа – город Волжский Волгоградской области проведен мониторинг состояния дебиторской задолженности бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области за 2016-2018 годы и оценка мероприятий по ее взысканию.

«Контрольно-счетной палатой городского округа – город Волжский Волгоградской области» в соответствии с пунктом 5.2 Плана работы «Контрольно-счетной палаты городского округа – город Волжский Волгоградской области» на 2019 год, утвержденного Решением Коллегии от 25.12.2018 №9/5 и Положением «О Контрольно-счетной палате городского округа – город Волжский Волгоградской области» проведен Мониторинг состояния дебиторской задолженности бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области за 2016-2018 годы и оценка мероприятий по ее взысканию.

По результатам данного экспертно-аналитического мероприятия были сделаны следующие выводы:      

1. По данным годовых отчетов об исполнении бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области за 2016, 2017 и 2018 годы общая сумма дебиторской задолженности бюджета городского округа – город Волжский согласно бюджетной отчетности составила:

  • за 2016 год 226 905,6 тыс. рублей, в том числе: по городским средствам в сумме 213 396,4 тыс. рублей, по средствам областного бюджета в сумме 13 508,6 тыс. рублей и по федеральным средствам в сумме 0,6 тыс. рублей;
  • за 2017 год – 283 848,3 тыс. рублей, в том: по городским средствам в сумме 279 339,2 тыс. рублей, по средствам областного бюджета в сумме 4 490,8 тыс. рублей и по федеральным средствам в сумме 18,3 тыс. рублей;
  • за 2018 год – 943 617,2 тыс. рублей, в том числе по типам средств: по городским средствам в сумме 777 814,1 тыс. рублей, по средствам областного бюджета в сумме 22 937,7 тыс. рублей и по федеральным средствам в сумме 142 865,4 тыс. рублей.

2. Из общей суммы дебиторской задолженности бюджета городского округа – город Волжский, дебиторская задолженность по доходам, администрируемым главными администраторами доходов ежегодно (на 31 декабря каждого года), составила:

– в 2016 году – 195 311,9 тыс. рублей, в том числе нереальная к взысканию просроченная задолженность – 16 632,4 тыс. рублей;

– в 2017 году – 275 369,8 тыс. рублей, в том числе нереальная к взысканию просроченная задолженность – 236 467,6 тыс. рублей;

– в 2018 году – 759 189,1 тыс. рублей, в том числе нереальная к взысканию просроченная задолженность – 199 014,0 тыс. рублей.

Наибольшая сумма дебиторской задолженности по доходам ежегодно приходится:

– на КЗР: в 2016 году – 147 575,2 тыс. рублей или 75,6% от общей суммы задолженности, в 2017 году – 121 726,8 тыс. рублей или 44,2% от общей суммы задолженности, в 2018 году – 125 883,2 тыс. рублей или 16,6% от общей суммы задолженности по доходам;

– на УМИ: в 2016 году – 36 709,4 тыс. рублей или 18,8% от общей суммы задолженности, в 2017 году – 131 470,5 тыс. рублей или 47,7% от общей суммы задолженности, в 2018 году – 602 645,7 тыс. рублей или 79,4% от общей суммы задолженности по доходам.

3. По сравнению с 2016 годом в 2017 году дебиторская задолженность по кодам доходов увеличилась на 80 057,9 тыс. рублей или в 1,4 раза. Основное увеличение произошло по доходам от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами – дебиторская задолженность составила 95 573,6 тыс. рублей, по состоянию на 31.12.2016 года не числилась, в том числе по: МКП «Тепловые сети» 4 282,4 тыс. рублей или 100% части прибыли за 2016 год, подлежащей перечислению в бюджет; МКП «ВМЭС» 91 291,2 тыс. рублей или 69,24 % части прибыли за 2016 год, подлежащей перечислению.

По сравнению с 2017 годом в 2018 году общая сумма дебиторской задолженности по доходам увеличена на 483 819,3 тыс. рублей или в 2,8 раза.

Основная сумма дебиторской задолженности по кодам доходов главных администраторов доходов бюджета городского округа – город Волжский ежегодно приходится, в том числе на доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских округов (за исключением земельных участков) – 516 176,2 тыс. рублей или 68,0%. В 2017 году задолженность по данному виду доходов составляла 4 816,4 тыс. рублей или 1,7%.

На увеличение дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2018 года повлияло вступление в силу начиная с 2018 года Приказа Министерства финансов РФ от 31.12.2016 № 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организации государственного сектора «Аренда» и Приказа МФ РФ от 31.03.2018 № 64н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу МФ РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», в соответствии с которыми в бюджетный учет Управления муниципальным имуществом были внесены изменения.

Кроме того, по Комитету земельных ресурсов и градостроительства: причиной увеличения дебиторской задолженности на 31.12.2018 года явилось то, что приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 года утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов, в связи с чем, расчет арендной платы в 2016 году производился на основании утвержденных результатов, в результате арендная плата увеличилась в разы. Арендаторы стали в судах оспаривать стоимость земельных участков, тем самым приостановив ежемесячные выплаты, ожидая переоценки.

  1. Согласно данным годовых отчетов об исполнении бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области за 2016, 2017 и 2018 годы общая сумма дебиторской задолженности по расходам составляет: за 2016 год 31 593,7 тыс. рублей, за 2017 год – 8 478,5 тыс. рублей, за 2018 год – 184 428,1 тыс. рублей.

Анализ дебиторской задолженности главных распорядителей бюджетных средств городского округа – город Волжский показал, что основные изменения объемов дебиторской задолженности по расходам за 2016-2018 годы сложились по следующим ГРБС:

– наибольшее снижение задолженности в 2017 году по сравнению с 2016 годом произошло по  Управлению образования на сумму 15 259,4 тыс. рублей, в основном за счет перечислений подведомственным учреждениям субсидий на выполнение муниципального задания в размере 20 181,5 тыс. рублей в 2016 году и в размере 5 078,4 тыс. рублей в 2017 году;

– наибольшее увеличение дебиторской задолженности в 2018 году по сравнению с задолженностью 2017 года произошло по Управлению капитальным строительством. Так, дебиторская задолженность на 31.12.2018 года по сравнению с состоянием на 31.12.2017 года увеличилась на сумму 166 156,0 тыс. рублей, в результате оплаты авансовых платежей по муниципальным контрактам на строительство 3-х детских садов на общую сумму 166 122,6 тыс. рублей.

5. В рамках проведения контрольных мероприятий за 2016-2018 годы были установлены нарушения, повлиявшие, в том числе на достоверность отражения объемов дебиторской задолженности по следующим ГРБС:

по КЗР:

  • в рамках проведения контрольного мероприятия «Проверка эффективности деятельности Комитета земельных ресурсов администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области по обеспечению полноты и своевременности поступления в бюджет городского округа доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков за 2015-2016 годы» было установлено:

– выборочной проверкой достоверности отражения задолженности по договорам аренды земельных участков согласно реестрам задолженности по арендной плате представленной Комитетом к годовой бухгалтерской отчетности на 01.01.2016 и 01.01.2017 и данным на основании представленной информации из программы SAUMI были установлены отклонения на сумму 20 195,34 тыс. рублей.

– в нарушение п.3 Инструкции №157н Комитетом внесены изменения размеров арендной платы не по факту совершенияоперации (т.е. не с момента вступления в законную силу решений суда, НПА, а также не с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости по Решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости).

– в нарушение ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» было установлено, что в учетной политике Комитета не были отражены способы ведения бухгалтерского учета по расчетам с арендаторами земельных участков.

– в нарушение п.197 и п.200 Инструкции № 157н Комитетом в бухгалтерском учете учреждения начисление и оплата арендной платы по договорам аренды осуществлялась одной суммой по итогам месяца, без отражения операций в разрезе арендаторов, то есть не осуществлялся аналитический учет расчетов по поступлениям.

– в связи с длительностью процедуры по взысканию задолженности, а именно: от направления материалов для подготовки исковых заявлений, до направления исполнительных листов на исполнение службы судебных приставов, эффективность мер по взысканию задолженности снижается.

  • в рамках проведения контрольного мероприятия «Проверка эффективности деятельности Комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области по обеспечению полноты и своевременности поступления в бюджет городского округа доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа – город Волжский, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков за 2018 год» было установлено:

– в нарушение Приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н, п.197 и п.200 Инструкции № 157н Комитетом в бухгалтерском учете учреждения начисление и оплата арендной платы по договорам аренды осуществляется одной суммой по итогам месяца, без отражения операций в разрезе арендаторов, то есть не осуществлялся аналитический учет расчетов по поступлениям.

– в нарушение Приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н при составлении  бухгалтерской отчетности за 2018 год не применен с 1 января 2018 года федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Аренда». В учетной политике не прописан вариант отражения доходов от операционной аренды (п. п. 25, 29.2 СГС “Аренда”) для целей бухгалтерского учета.

– в форме № 0503169 «Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности», годовой бухгалтерской отчетности об исполнении бюджета по счету 205.23 «расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами», дебиторская задолженность по арендной плате не отражена в сумме арендных платежей от операционной аренды за весь срок пользования объектом, что повлекло за собой недостоверные данные в бюджетной отчетности.

– Комитетом не ведется счет 401.40 «Доходы будущих периодов»,  в нарушении п. 301 Инструкции N 157н, который отражает общую сумму арендных платежей по договору за весь период пользования объектом с даты, когда заключили договор аренды.

–   в нарушение  пунктов 381 и 383 Инструкции №157н информация о земельных участках, собственность на которые не разграничена, уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления), осуществляющим полномочия собственника в отношении указанных земельных участков, не отражена на соответствующем забалансовом счете 25 “Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)”.

– выборочной проверкой реальности числящейся в учёте дебиторской  задолженности  на отчётную дату установлено, что в нарушение ст. 11 Закона № 402-ФЗ, п. 7 Инструкции № 191н, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, Приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н, в данных Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочим дебиторами и кредиторами (форма по ОКУД 0504089) с.2 отсутствуют данные бухгалтерского учета по дебиторской и кредиторской задолженности,  не проведена инвентаризация расчётных обязательств, отсутствуют акты сверок с арендаторами на сумму 101 821,3 тыс. рублей. В результате: соответствие учётных и фактических данных не подтверждено.

Кроме того, в ходе проверки достоверности дебиторской и кредиторской задолженности ГРБС и подведомственными учреждениями ГРБС, проводимой в рамках внешней проверки годовых отчетов за 2016, 2017 и 2018 годы, «Контрольно-счетной палатой» было установлено:

– нарушение действующего законодательства по проведению инвентаризации активов и обязательств;

– неподтвержденность задолженности в полном объеме актами сверки расчётов с дебиторами и кредиторами;

– расхождение по данным инвентаризаций ГРБС и подведомственных учреждений; расхождение сумм задолженности по актам сверок с суммами по инвентаризационным описям; не соответствие данных инвентаризационных описей и задолженности по отчету;

– не проведение мероприятий по списанию просроченной задолженности, срок исковой давности которой истек.

  • Осуществленный мониторинг показал увеличение в период 2016-2018 гг. роста количества и денежного объема направленных претензий и исковых требований при одновременном снижении поступления денежных средств, в том числе и по результатам исполнительного производства, что свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых мер по взысканию дебиторской задолженности главными администраторами доходов бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области.
  • Установлены случаи не соблюдения сроков  направления претензий и исковых заявлений, установленных Порядком ведения претензионно-исковой работы по договорам аренды муниципального имущества и земельных участков, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, в администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, утвержденного Распоряжением администрации от 22.09.2015 №386-р.
  • Работа по взысканию задолженности в претензионном и судебных порядках не обеспечивает в необходимом объёме поступления в бюджет городского округа – город Волжский Волгоградской области сумм задолженности, признанных судами, поскольку процент взыскания задолженности в рамках исполнительного производства по исполнительным листам, вступившим в законную силу решениям судов, находится на  недостаточном уровне, что свидетельствует о рисках признания ее безнадежной к взысканию и последующему списанию.

По итогам указанного экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой подготовлены предложения и рекомендации:

Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области:

– Рассмотреть вопрос о разработке единого Регламента претензионно-исковой работы, определяющего основные положения  и регламентирующего все этапы, сроки, основы контроля и  взаимодействия структурных  подразделений администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, алгоритм действий ответственных сотрудников, в том числе и в рамках исполнительного производства, с утверждением в качестве приложений необходимых Типовых форм документов такой деятельности. Целесообразно рассмотреть вопрос об основаниях участия правового управления по юридическому сопровождению возникших споров (например, сложность спора, размер исковых требований и т.д.), а также обязанности правового управления оказывать методическую помощь и информирование структурных подразделений администрации (информация об изменения и нововведениях в законодательстве, анализ сложившейся судебной практики, рекомендации по ведению претензионно-исковой работы и др.);

– Активизировать работу профильных рабочих групп межведомственной комиссии по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области, обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды, легализации объектов налогоообложения  в части  установления причин образования дебиторской задолженности и  мер по их устранению, а также  выработки конкретных практических указаний по каждому проблемному случаю взыскания дебиторской задолженности;

– Проводить контроль за оперативностью и своевременностью принятия мер реагирования по взысканию задолженности;

– Рассмотреть вопрос о возможности применения в городском округе – город Волжский Волгоградской области процедуры медиации при разрешении споров в соответствии с  Федеральным законом от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» с целью быстрого разрешения спора, избежания судебной процедуры взыскания задолженности и соответствующих финансовых издержек;

– Актуализировать путем обращения в Администрацию Волгоградской области вопрос о заключении Соглашения об организации электронного взаимодействия между Федеральной службой судебных приставов и Администрацией  Волгоградской области  в соответствии с пунктом 5 Положения «О Федеральной службе судебных приставов», утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1316, согласно  которому ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

Главным администраторам бюджетных средств:

– осуществлять ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством;

– обеспечить недопущение роста дебиторской задолженности, как по доходам, так и по расходам и принимать меры по ее сокращению;

– ГРБС и подведомственным учреждениям своевременно и в полном объеме проводить комплекс мероприятий по учету активов и обязательств в соответствии с действующим законодательством и на основании совершенных сделок (инвентаризация, постановка на учет и др.);

– постоянно осуществлять мониторинг финансовой устойчивости  и исполнительской надежности как потенциальных, так и действующих контрагентов посредством обращения к следующим электронным сервисам: Сайт Федеральной налоговой службы: https://egrul.nalog.ru/; Сайт Арбитражных судов Российской Федерации: http://arbitr.ru/; Сайт Федеральной службы судебных приставов:  http://fssprus.ru/iss/ip; Единый федеральный реестр сведений о банкротстве: http://bankrot.fedresurs.ru/; Сведения о приостановлении операций по счетам https://service.nalog.ru/bi.do; Проверка действительности паспорта РФ http://services.fms.gov.ru/infoservice-result.htm?sid=2000; Задолженность по налогам физических лиц: https://nalogi.online/.  В обязательном порядке проверять по указанным сервисам контрагентов в случае возникновения первой и последующих просрочек по арендным платежам с целью принятия адекватных и законных мер, направленных на недопущение образования дебиторской задолженности, либо направления, как кредитору, требований о погашении задолженности (принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего, принято решение о добровольной ликвидации, открыто конкурсное производство) в рамках Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

– Разработать систему последовательных, четко сформулированных мероприятий по предупреждению образования дебиторской задолженности  до подачи претензии и искового заявления, а именно: автоматическая рассылка контрагентам счетов бухгалтерией; повторная рассылка счетов от ответственного сотрудника; звонки арендаторам, которые предположительно могут задержать оплату аренды за 1 день до срока оплаты; письма с напоминаниями о крайнем сроке оплаты аренды, установленном в договоре; ведение переговоров с целью заключения соглашения о рассрочке платежей и др.;

– Утвердить внутренние локальные акты (положения, порядки, регламенты), регламентирующие все этапы претензионно-исковой работы, сроки, основы контроля и  взаимодействия ответственных структурных подразделений и должностных лиц, в том числе и в рамках исполнительного производства, с утверждением в качестве приложений необходимых Типовых форм документов такой деятельности, а также доработать должностные инструкции, учитывающие специфику  должностного функционала работника в рассматриваемой сфере.;

– Разработать  и утвердить типовые формы договоров, используемые в работе, с учетом специфики правоотношений, постоянно осуществлять их обновление с учетом складывающей практики и изменений в действующем законодательством;

– Не нарушать сроки,  определенные Порядком ведения претензионно-исковой работы по договорам аренды муниципального имущества и земельных участков, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, в администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, утвержденным Распоряжением администрации от 22.09.2015 №386-р;

– Рассмотреть вопрос о введении в арендные отношения следующих прогрессивных форм обеспечения платежей:

1) введение договорного условия о возможной досрочной оплате  арендных платежей с определенной скидкой. Например, при оплате за три месяца вперед – предоставьте скидку 7 %, а при оплате за 6 месяцев -15 %.

2) введение института «обеспечительного платежа», определенного ст.381.1  Гражданского кодекса РФ, который значительно снижает  риски арендодателя при заключении договора аренды, связанные с несвоевременным внесением арендной платы;  порчей имущества арендодателя; 

– При проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды рассмотреть вопрос об использовании института задатка, засчитываемого в счет исполнения обязательств по заключенному договору, с учетом требований действующего законодательства, Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 (ред. от 11.07.2018) «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» и Разъяснений ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

– Активно использовать правовой институт «Обеспечительные меры», определенные  главой 8 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при судебном разрешении споров в целях принятия срочных временных мер, направленных на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры);

– Не допускать случаев списания дебиторской задолженности, при условии непринятия исчерпывающих мер по ее взысканию, обеспечив ее систематическую инвентаризацию.

Правовому управлению администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области:

– Разработать  Положение «О порядке  работы с исполнительными документами»,  регламентирующий порядок такой работы, регистрацию и учет поступающих исполнительных документов, методы и способы контроля, определить критерии оценки эффективности работы с исполнительными документами, а также утвердить форму Реестра предъявленных исполнительных документов, порядок его ведения и обновления;

– Проработать механизм обратной связи с ГРБС в части уточнения фактически поступивших сумм в рамках исполнительного производства для внесения их в соответствующий раздел Реестра и осуществления анализа эффективности такой работы;

– Доработать должностные инструкции, учитывающие специфику  должностного функционала  ответственных работников по работе с исполнительными документами;

– Активизировать работу по использованию всех исчерпывающих способов, мер и прав, определенных  Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в том числе и для возобновлении исполнительного производства, для повышения эффективности взыскания задолженности и ее погашению;

– Инициировать  вопрос о заключении Соглашения об организации электронного взаимодействия между Федеральной службой судебных приставов и Администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области  в соответствии с пунктом 5 Положения «О Федеральной службе судебных приставов», утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1316, согласно  которому ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

– Оказывать методическую помощь и информирование структурных подразделений администрации (информация об изменениях и нововведениях в законодательстве, анализ сложившейся судебной практики, рекомендации по ведению претензионно-исковой работы и др.)

Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия для ознакомления и использования в работе направлен главе городского округа – город Волжский Волгоградской области и в Волжскую городскую Думу Волгоградской области.

Пролистать наверх