Информация по результатам рассмотрения подготовленного «Контрольно-счетной палатой городского округа – город Волжский Волгоградской области» заключения на отчет об исполнении бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области за 2019 год.

  1. В рамках подготовки заключения на отчет об исполнении бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области за 2019 год «Контрольно-счетной палатой» проведена внешняя проверка бюджетной отчетности 14 главных распорядителей (администраторов) средств бюджета городского округа из них: по 7 – с выходом к главному распорядителю (выездные) и 7 камеральные проверки. По результатам проведенных Палатой проверок оформлены 14 актов на основании которых подготовлено настоящее заключение.
  2. В ходе внешней проверки годовой отчетности ГРБС «Контрольно-счетной палатой» установлены следующие нарушения:

– нарушения сроков доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей средств бюджета городского округа;

            – полноты заполнения и предоставления форм бюджетной отчетности;

– соответствия контрольных соотношений в формах отчетности;

            – при установлении и исполнении обязательств муниципальными учреждениями;

            – полноты и обоснованности отражения в учете объектов основных средств;

– не оформленное в соответствии с действующим законодательством РФ пользование муниципальным имуществом и не отраженное в бухгалтерском учете в качестве объектов основных средств;

            – полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактов хозяйственной жизни;

            – нарушения законодательства по проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

– нарушения действующего законодательства по проведению инвентаризации активов и обязательств;

– не подтверждена задолженность в полном объеме актами сверки расчётов с дебиторами и кредиторами;

– расхождение сумм задолженности по актам сверок с суммами по инвентаризационным описям;

– нарушения в части соблюдения требований федеральных стандартов бухгалтерского учета;

– нарушения при исполнении доходной части бюджета городского округа.

В ходе проведения внешней проверки были выявлены факты нарушения бюджетного законодательства, которые могут содержать признаки составов административных правонарушений.

Наличие установленных нарушений правил ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности свидетельствует о недостаточной организации и осуществлении ГАБС внутреннего финансового аудита, в рамках которого должна оцениваться достоверность предоставляемой бюджетной отчетности.

3. Исполнение бюджета городского округа осуществляется на основе сводной бюджетной росписи в соответствии со ст. 217, 219 БК РФ, Решением № 10-ВГД, «Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета городского округа – город Волжский, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета городского округа – город Волжский (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета городского округа – город Волжский) и плана по доходам бюджета городского округа – город Волжский», утверждённым приказом Управления финансов от 18.12.2018 № 107 с изменениями, приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65 н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и приказом Управления финансов от 31.10.2016 № 63 «Об утверждении Порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету городского округа – город Волжский Волгоградской области» (с изменениями) и др.

II. Доходы

  1. В 2019 году всего поступило доходов в городской бюджет 6 058 498,2 тыс. рублей при плане 6 228 617,5 тыс. рублей, выполнение составило 97,3%. По сравнению с 2018 годом доходов в 2019 году поступило больше на 845 732,7 тыс. рублей или на 16,2% (исполнение в 2018 году – 5 212 765,4тыс. рублей или 98,6% при плане 5 285 831,0тыс. рублей).

В том числе:

– по налоговым доходам выполнение составило 1 713 186,0 тыс. рублей при плане 1 805 618,6 тыс. рублей или 94,9%. Поступления 2019 года меньше, чем в 2018 году на 214 904,7 тыс. рублей или на 11,15%;

– по неналоговым доходам выполнение составило 444 490,6 тыс. рублей при плане 466 482,1 тыс. рублей или 95,3%. Поступления 2019 года меньше, чем в 2018 году на 32 158,9 тыс. рублей или на 6,7%;

– по безвозмездным поступлениям выполнение составило 3 900 821,6 тыс. рублей при плане 3 956 516,8 тыс. рублей или 98,6%. По сравнению с 2018 годом поступило больше 1 092 796,3 тыс. рублей, или на 38,9%.

Плановые назначения по доходам в отчете об исполнении бюджета городского округа – город Волжский за 2019 год соответствуют назначениям, утвержденным от 19.12.2018 № 14-ВГД «О бюджете городского округа – город Волжский Волгоградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

  • Низкое исполнение плановых назначений на 2019 год (ниже 90%) сложилось по отдельным видам налоговых доходов:

– по ЕНВД – 88,4%. Поступления по данному налогу уменьшились по сравнению с 2018 годом на 3,4% (по причине уменьшения налоговой базы в связи с сокращением на 7,4% общего числа налогоплательщиков (с 01.01.2019 на 01.01.2020 года), увеличения суммы страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование по сравнению с 2018 годом, увеличение уровня задолженности на 01.01.2020 года по сравнению с 2018 годом).

– по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения – 65,5%. Поступления по данному налогу уменьшились по сравнению с 2018 годом на 5,7% (по причине снижения количества налогоплательщиков, количества выданных патентов, а также увеличение количества патентов, выданных сроком более 6 месяцев, ростом количества выданных патентов с нулевой ставкой, ростом задолженности).

– по доходам от государственной пошлины – 87,4%, в связи с заявительным характером предоставляемых услуг.

  • Низкое исполнение плановых назначений на 2019 год (ниже 90%) сложилось по следующим видам неналоговых доходов:

– по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений – 84,7% (по отношению к 2018 году снижение поступлений составило 12,75%). Низкое исполнение плана и снижение поступлений к 2018 году в основном объясняется уменьшением количества лицевых счетов нанимателей по договорам социального найма в результате приватизации жилых помещений, низким процентом собираемости платы за социальный найм, увеличением дебиторской задолженности на 01.01.2020 года;

– по платежам от государственных и муниципальных унитарных предприятий – 80,8%, что явилось следствием не перечисления муниципальными предприятиями части чистой прибыли за 2016-2018 гг. (по сравнению с показателями исполнения 2018 года наблюдается снижение вида доходов на 6,6%);

– по доходам от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов 87,8% (по сравнению с показателями 2018 года доходы поступили в меньшем объеме на 5,6%).

Основными причинами снижения поступлений в 2019 году явились: низкий спрос на продаваемое имущество, а также продажа муниципального имущества, в основном посредством публичного предложения по цене отсечения и на торгах без объявления цены;

– по штрафам, санкциям, возмещению ущерба – 65,4%. (причинами снижения поступлений по данному виду доходов явились назначения штрафов по мере выявления нарушений).

Наблюдается увеличение роста задолженности по налоговым (ЕНВД, по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, образование задолженности по УСНО) и неналоговым доходам (по арендной плате за земельные участки, госсобственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средствам от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений, и по доходам от реализации имущества).

III. Расходы

  1. Расходная часть бюджета города согласно отчету об исполнении бюджета, представленного Управлением финансов, исполнена в сумме 6 164 990,4 тыс. рублей или на 95,7% к утвержденным бюджетным назначениям в сумме 6 442 172,3 тыс. рублей.
  2. Лимиты бюджетных обязательств на 2019 год доведены Управлением финансов до ГРБС в сумме 6 411 213,8 тыс. рублей или в меньшем объеме, чем утвержденные бюджетные назначения на 30 958,5 тыс. рублей или на 0,5%.
  3. Плановые назначения по расходам бюджета городского округа, согласно представленному отчету в сумме 6 442 172,3 тыс. рублей не соответствуют плановым назначениям по расходам бюджета, утвержденным Решением от 19.12.2018 № 14-ВГД «О бюджете городского округа – город Волжский Волгоградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в ред. от 13.12.2019 № 76-ВГД) в сумме 6 378 617,5 т тыс. рублей.

4. Основными причинами отклонений исполнения расходов бюджета от плановых бюджетных назначений в 2018 году явились:

– не поступление и поступление не в полном объеме средств областного и федерального бюджетов и сроки их поступления;

– отсутствие финансирования, что повлекло за собой образование кредиторской задолженности;

– оплата по фактически произведенным расходам;

– нарушение сроков исполнения муниципальных контрактов, несвоевременное представление актов выполненных работ контрагентами;

– экономия средств;

– отсутствие потребности.

5. Бюджетные ассигнования на 2019 год на содержание аппаратов ГРБС утверждены в сумме 376 696,8 тыс. рублей, в том числе: по средствам городского бюджета в сумме 340 389,8 тыс. рублей, по средствам областного бюджета – 23 128,5 тыс. рублей, по средствам федерального бюджета – 13 178,5 тыс. рублей.

Исполненные расходы за 2019 год на содержание аппарата ГРБС в размере 355 688,8 тыс. рублей составляют 5,8% от общего объема исполненных расходов по муниципальному образованию в сумме 6 164 990,4 тыс. рублей.

Исполнение через финансовые органы составило в сумме 355 688,8тыс. рублей или на 94,4%, в том числе: по средствам городского бюджета в сумме 319 382,9 тыс. рублей или на 93,8%, по средствам областного бюджета – 23 127,6 тыс. рублей или на 99,9%, по средствам федерального бюджета – 13 178,3 тыс. рублей или на 99,9%.

Расходы на содержание аппаратов ГРБС не превышают, установленные Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.12.2018 № 604-п нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городского округа – город Волжский на 2019 год.

6. В бюджете городского округа – город Волжский на 2018 год заложено финансирование 25 ведомственных целевых и муниципальных программ. Из них: 10 ведомственных и 15 муниципальных программ.

Расходы за счет средств бюджета осуществлялись по 24 программам.

Средний процент исполнения по всем Программам составляет 97,5% или 5 484 926,77 тыс. рублей (к утвержденным ассигнованиям согласно отчетам структурных подразделений администрации городского округа), при плане 5 626 877,52 тыс. рублей, что меньше на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Утвержденные бюджетной росписью назначения в размере 5 713 744,93 тыс. рублей согласно Отчету об исполнении (ф. № 0503127) по ГРБС и данным из представленного Администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области годового отчета об исполнении бюджета не соответствуют бюджетным ассигнованиям, утвержденным Решением № 14-ВГД (с последними изменениями) в размере 5 626 877,52 тыс. рублей.

Кроме того, в нарушение п. 2 ст. 179 БК РФ, п.4.6, п.4.10 Постановления администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 07.06.2019 № 3963 «О внесении изменений в Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ, утвержденный постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от 17.07.2018 № 3653» и п. 4.2, п.4.6 Постановления администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 07.06.2019 № 3966 «О внесении изменений в Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденный постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от 16.10.2018 № 5364» утвержденные бюджетные назначения, согласно отчетам о ходе реализации программ за 2019 год не соответствуют бюджетным ассигнованиям, утвержденным Решением № 76-ВГД на 2 752,8 тыс. рублей (по: МП «Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа город Волжский услугами культуры» (по Программе – 438 945,3 тыс. рублей, по Решению № 76-ВГД – 438 633,9 тыс. рублей) и ВЦП «Молодое поколение» (по Программе – 30 834,3 тыс. рублей, по Решению № 76-ВГД – 33 898,5 тыс. рублей).

В нарушение срока, установленного п.1.2 Постановления администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской обл. от 28.12.2019 № 8972 «О внесении изменений в Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ, утвержденный постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 17.07.2018 N 3653» и п.8 Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и ведомственных целевых программ в городском округе – город Волжский Волгоградской области, от 29.01.2019 № 542, информация о ходе реализации следующих муниципальных программ: «Мероприятия по осуществлению дорожной деятельности, содержанию объектов внешнего благоустройства, обеспечению безопасности дорожного движения и организации транспортного обслуживания населения» на 2019 – 2021 годы и «Формирование современной городской среды на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области» на 2018 – 2024 годы, направлена в Управление экономики позже 20.02.2020 года (письмо КБиДХ от 25.02.2020 №84/483-сп).

7. По состоянию на 01.01.2020 года сумма кредиторской задолженности в бюджете городского округа по бюджетной деятельности составила 196 234,2 тыс. рублей, в том числе по типам средств: по средствам городского бюджета в сумме 162 803,6 тыс. рублей, по областным средствам в сумме 33 430,1 тыс. рублей и по федеральным средствам в сумме 0,5 тыс. рублей. Кредиторская задолженность по сравнению с 2018 годом увеличилась на 39 992,1 тыс. рублейили 25,6% (156 242,1 тыс. рублей).

8. Дебиторская задолженность по бюджетной отчетности ГРБС по состоянию на 01.01.2020 года составила 1 521 456,6тыс. рублей, в том числе по типам средств: по городским средствам в сумме 1 158 035,6 тыс. рублей, по средствам областного бюджета в сумме 223 420,5 тыс. рублей и по федеральным средствам в сумме 140 000,5 тыс. рублей. Дебиторская задолженность по сравнению с 2018 увеличилась на 577 839,4 тыс. рублей или выросла в 1,6 раза (943 617,2 тыс. рублей).

В ходе проверки достоверности кредиторской и дебиторской задолженности ГРБС и подведомственными учреждениями ГРБС установлено следующее: не всеми подведомственными учреждениями главных распорядителей бюджетных средств и самих ГРБС представлены акты сверки взаимных расчетов с поставщиками и подрядчиками по выполненным работам и оказанным услугам, кроме того, имеются расхождения задолженности по инвентаризационным описям и актам сверок, в результате чего соответствие учетных и фактических данных (наличие, состояние и оценка обязательств) не подтверждено, достоверность данных бюджетного учета не обеспечена.

На основании изложенных выводов «Контрольно-счетная палата» рекомендует:

Волжской городской Думе:

Рассмотреть отчет об исполнении бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области за 2019 год.

Администрации городского округа и структурным подразделениям:

  1. Принять меры по устранению выявленных в ходе внешней проверки нарушений и замечаний путем внесения соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность;
  2. Учитывая значительное количество нарушений, выявленных КСП в ходе проведения внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2018 год, повысить уровень внутреннего финансового аудита, проводимого ГАБС, в рамках которого должна оцениваться, в том числе достоверность бюджетной отчетности.
  3. Обеспечить предоставление отчетности за 2020 год в полном объеме в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкций № 191н и № 33н, федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Инструкций по утверждению плана счетов бухгалтерского учета и его применению, указаний по применению бюджетной классификации, обращая внимание на информативность отчетных форм;

4. ГРБС и получателям бюджетных средств осуществлять исполнение бюджета в соответствии с требованиями БК РФ.

5. Своевременно вносить на утверждение в Волжскую городскую Думу поправки в Решение о бюджете, возникших в связи с экономией бюджетных средств, либо их не освоением, а также в связи с поступлением дополнительных доходов, либо их сокращением. При внесении изменений в Решение о бюджете обеспечивать соответствие плановых назначений в данном нормативном акте и в бюджетной росписи.

6. ГРБС и подведомственным учреждениям своевременно и в полном объеме проводить комплекс мероприятий по учету активов и обязательств в соответствии с действующим законодательством и на основании совершенных сделок (инвентаризация, постановка на учет и др.).

7. Определить единый подход к оформлению взаимоотношений между МКУ «АХС» и ГРБС, связанных с использованием муниципального имущества, в соответствии с нормами законодательства РФ.

8. Принять меры по приведению в соответствие плановых назначений, утвержденных в муниципальных, ведомственных программах, и в бюджетной росписи. Планировать программные назначения с учетом реальных возможностей бюджета в финансировании программных мероприятий. Обеспечить выполнение в полном объеме показателей результативности выполнения мероприятий и целевых индикаторов. Своевременно направлять информацию о ходе реализации программ в Управление экономики.

9. Принимать меры по обеспечению своевременной подготовки документов по расходованию бюджетных средств, проведению муниципальных заказов, а также своевременному заключению муниципальных контрактов с соблюдением требований, установленных действующим законодательством по закупкам.

10. Обеспечивать достоверность данных бюджетного учета по дебиторской и кредиторской задолженности (наличием актов сверок, отсутствием расхождения задолженности по инвентаризационным описям и актам сверок).

11. Проводить мероприятия по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности.

12. Обеспечить в 2020 году по всем главным распорядителям бюджетных средств погашение кредиторской задолженности за 2019 год в полном объеме.

Пролистать наверх